Машины ITC помогают сохранять наследие ЮНЕСКО

Оригинал статьи (.pdf)

С конца марта 2015 года машины ITC ведут работы на Ретийской железной дороге, объекте всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, помогая восстановить тоннель Глетчерас.

Железнодорожная ветка, соединяющая восточную часть Швейцарии и север Италии – Альбула и Бернина, с 2008 года входит в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Этот участок Ретийской ж/д является уникальным инженерным и строительным сооружением, многие называют ее самой красивой горной железной дорогой в мире. Представьте: медленно взбирающийся на высочайший альпийский перевал поезд затем также медленно спускается по закрученному в спираль тоннелю, который буквально парит в воздухе…



Один из тоннелей и предстоит бережно восстановить машинам ITC, которые выбраны благодаря своей надежности, компактности и гибкости.

Исходные данные

Тоннель Глетчерас имеет протяженность 334 метра и расположен в окрестностях Бергюна, швейцарской коммуны. Глетчерас стал первым тоннелем Ретийской ж/д, который восстанавливается в соответствии со «стандартным методом прокладки тоннелей». Все работы должны выполняться в ночное время, чтобы не мешать движению поездов, каждые сутки выделяется только 8 часов.

Запланировано участие машин ITC: тоннельного экскаватора Schaeff TE 210 и проходческого комбайна с гидромолотом и ковшом ITC 320.

Общая схема восстановления согласно стандартному методу такова. Сначала снимается щебеночный балласт, подошва углубляется до уровня -1,20 ниже верхней отметки. Затем каменная кладка удаляется, профиль расширяется на 1 метр и фиксируется анкерными крепями и набрызг-бетоном отрезками по 1,5 метра. Тоннель отделывается сборными ж/б элементами, после чего балласт и пути укладываются на прежний уровень.

Работы машин ITC разделены на 2 этапа.

Этап первый: снижение уровня подошвы

На данном этапе, который был выполнен с конца марта 2015 по май 2015 года, применялся комбайн ITC 320. После снятия очередного путевого звена комбайн подъезжал к месту работы и снимал балласт. Здесь же ударами гидромолота углублял подошву на 50 см. В тоннеле Глетчер порода имеет сланцевую структуру, что обеспечивало высокую скорость работы. Этому способствовало и уникальная комбинация гидромолот + ковш, с которой работает ITC 320. Комбайн в течение нескольких секунд может перейти от ударов молотом к погрузке ковшом отработанной породы в вагонетку.

Именно проходческий комбайн ITC имеет отличительное преимущество – непрерывная работа. Сначала оператор сосредоточен на работе молота, затем он контролирует загрузку материала на лоток.

В конце рабочей смены подвозились и устанавливались в нужном месте сборные элементы подошвы, укладывались временные рельсы.

Этап второй: работа по отбойке на своде тоннеля

Второй этап стартовал в мае 2015, окончание ожидается в ноябре 2016 года. Задача тоннельного экскаватора Schaeff TE 210: выполнение работ по отбойке на своде и дальнейшая загрузка.

В зоне действий контактная сеть отсутствует, но благодаря телескопичности и системе контактного провода, машина работает без препятствий. Также защиту обеспечивает и «тоннель в тоннеле», который не позволяет элементам свода обрушиться.

Общая схема работы TE 210:
  1. После демонтажа воздушной контактной сети подается защитный щит «тоннель в тоннеле», а рельсы прикрываются стальными плитами на пятиметровом отрезке.
  2. TE 210 доезжает до места работы и выполняет демонтаж крепи. Рабочий орган – ковш или молот в зависимости от крепости породы. Демонтаж выполняется до получения заданного профиля.
  3. Вынутый материал загружается в вагонетку при помощи колесного погрузчика.
  4. Экскавация завершается установкой анкерных крепей. Все работы завершаются обделкой тоннеля слоем набрызг-бетона.



Итоги работ

Все порталы тоннеля Глетчер будут восстановлены в оригинальном сочетании. Для каждого из них заказано по 25 декоративных камней, обработка которых будет выполнена по «старинной» технологии, а остальные камни возьмут из демонтированных порталов. По завершению восстановительных работ все камни пройдут специальную пескоструйную обработку, которая сотрет разницу между старой и новой кладкой.